Всемирно известная марка обуви появилась в 1945, в Германии, после Второй мировой войны. Автора идеи звали Клаус Мэртенс (нем. Klaus Märtens), он был 25-летним врачом и недавно травмировал ногу. Его модель отличалась от жёстких военных сапог пружинящей подошвой, упругой и более мягкой. Это снижало нагрузку на голеностоп и мышцы ног, делало походку естественной, экономило силы.
Подошва изготавливалась из резины с воздушными полостями, сначала её брали с колёс списанных самолётов. В остальном ботинки были похожи на армейские — стандартные.
В 1959 права выкупил британский предприниматель Билл Григгс (Bill Griggs). Фамилия Мэртенс (Märtens) была видоизменена.
Первая пара получила название "1460", так как вышла 1 апреля 1960 года.
Изначально обувь была рассчитана на рабочих, почтальонов и домохозяек. Удобство устойчивых и лёгких ботинок оценили женщины среднего возраста и старше. В первые 10 лет они составляли до 80% клиентов. Культовой обувью музыкантов, молодёжи и ряда неформальных групп "мартенсы" стали ближе к концу XX века, в 70-е и 80-е годы.
Модельная линейка включает свыше 70 тыс. видов. Высота "мартенсов" варьируется. Неизменными остаются:
- фирменная отстрочка жёлтыми нитками, крупными стежками по ранту;
- особый дизайн протекторов,
- изображение креста — знак ортопедической обуви.
В начале 2000 годов случился кризис, после чего основное производство пришлось сосредоточить в странах Азии: Китае и Таиланде.
В этот сложный период бренд спасла востребованность в мире высокой моды.
Сегодня на территории Великобритании расположен всего один завод, выпускающий приблизительно 100 тыс. пар в год. Здесь трудится около 50 человек, изготавливают только коллекции "1460" и "Made in England". Все процессы выполняются вручную.
Топ-10 интересных фактов:
1) Ежегодное производство обуви Dr Martens превышает 3,2 млн пар.
2) Состав резиновой подошвы совершенствовался с годами. Теперь она устойчива к истиранию и к химически агрессивным веществам, в том числе:
- к жиру и маслам,
- к нефти,
- к щёлочи и т. д.
3) Расход жёлтой нити для фирменной отстрочки достигает 42 тыс. км в год.
4) При упаковке в комплект часто входит пара шнурков другого, иногда контрастного, цвета. В год выпускается около 10 млн пар шнурков.
5) Обладатели коллекции For Life действительно получают пожизненную гарантию.
6) Компания обладает правами на собственный рисунок "тартан" — орнамент в клетку, широко известный также как "шотландка". Выпускается McMarten Tartan в красно-жёлто-чёрной и сине-зелёной гаммах.
7) Модель "1460" признана самым узнаваемым в мире обувным силуэтом.
8) В 1982 бренду была посвящена песня, которую исполнил Алексей Сейл (Alexei Sayle).
9) Среди VIP-клиентов фирмы — такие личности, как папа Иоанн Павел II и даже Далай-лама.
10) Разговорное название "доки" (docs, от "Doctor") вошло в Оксфордский словарь.